Небольшой авторский текст. Запоздало к 23.02. Открыл канал на Дзене
https://zen.yandex.ru/id/5c7ae54452a2d900b354c64a. За неимением газеты, будет где пографоманьячить :).
Как Щукарь героицки служил в СА.
Не знаю, как сейчас, а в Союзе ЖДВ были организованы следующим образом: Управление в Москве, по необъятной территории СССР распределены несколько корпусов. Под корпусами - бригады, под бригадами - отдельные батальоны, т.е. имеющие статус воинской части, со своими Знаменами, печатью в/ч и счетом в банке. Батальоны делились условно на стационарные и путевЫе. Первые - весь год находятся в постоянном месте дислокации: рембаты, техбаты. Вторые - полгода строят ж/д пути, ветки, прочие сооружения (мосты, тоннели) в теплое время года, к зиме возвращаются в свой городок. Еще они делились на "белые" и "черные". В "белых" преобладали братья-славяне, а в "черных"… Надеюсь понятно?.. Еще на стадии учебки действенной угрозой от замкомвзвода и выше была - "Поедешь служить в "черный" батальон". И таки "неврубавшихся" в службу курсантов отчисляли из учебной части досрочно и "але-улю" - в солнечный Абакан, оператором Большой Совковой Лопаты. Вообще, в СА я быстро понял, чего стоят вся пропаганда относительно "дружной семьи советских народов", интернационализьма и прочей лабуды.
Наш батальон был техническим и "белым". Соответственно и бойцы - технически грамотные. Не вчерашние школяры, а после "путяг" и техникумов. Короче, "служи по уставу - завоюешь честь и славу", поедешь в отпуск и станешь отличником СА с одной лычкой. "Одна лычка" - это присвоение звания ефрейтора, уставная мера поощрения рядового состава. Причем бойцы, занятые на ремонте техники, помимо "наркома", получали еще и доп-выплаты. Хоть тресни - не смог вспомнить, как они назывались на солдатском арго. Мне-то их не полагалось :). Но для того, собственно, по штату и были нормировщики - закрывать наряды на выполненные работы.
Многочисленная техника в чутких руках бойцов срочной службы имела свойство ломаться. В следствии чего ее грузили на ж/д платформы и гнали к нам в техбат. Или наоборот, от нас отряжали ремонтные команды "на трассу". Поэтому л/с постоянно был в движении: команда прибыла, другая убыла. И мне по строевой скучать не приходилось.
Стандартно это происходило: рапорт от комроты комбату, виза комбата "НШ - в приказ", виза НШ "Строевая в приказ". Далее я выписывал командировочное удостоверение, ВПД. Старший по команде (офицер или прапорщик) загонял бойцов ко мне в строевую, где все лично ставили свои автографы в журнале по Технике Безопасности.
И вот отправили очередную команду…
Не помню уже причин, но бойцы "на трассе" конкретно застряли. Сроки командировки уже вышли, продлили раз, два. И вот я по распорядку дня "давлю массу" свои законные 8 часов сна. Средь ночи дежурный по роте меня энергично расталкивает:"К КОМБАТУ!!!". Как полагается, быстро облачился в родное х/б, попутно выяснил причину - один из отправленных бойцов убился насмерть! Лечу в штаб. Комбат: "На эту команду все документы живо!!! Журнал по ТБ!!!". У меня все чики-брики: в минуту подобрал все нужное, в папочке - комбату на стол.
- Разрешите идти?
- Свободен!
Что случилось? Бойцов таки с трассы отправили в родную часть. Офицер (не нашей части), бывший на трассе за главного, естественно ни печати, ни бланков, них… не имел, окромя увольнительных записок. Старшего для сопровождения тоже не было. И вот бойцам нацарапали "увольнительную записку" в качестве документа, обосновывающего их пребывание вне в/ч и отправили пешим строем. Еще когда мы эту команду отправляли, я обратил внимание, что один боец… как бы "не в себе". Типа "тормознутый": не совсем нормальный взгляд и сам какой-то пришибленный. Потом уже оказалось, что он был еще и глуховат. ЖДВ - личный состав пышет здоровьем и удалью! И вот идут трое бойцов по ж/д путям. Глуховатый наш бедолага первым, двое сзади. По встречному пути надвигался товарняк: шум, грохот! Сзади на бойцов мчалась электричка. Двое сзади успели отскочить. Но за шумом товарняка первый идущий электричку не услыхал! Его сбило… "Мементо море"…
Гибель бойца - ЧП из ряда вон! На другое утро в часть прилетел командир корпуса, целый генерал-майор. Я из окна только вижу - степенным шагом идет "товарищ генерал", а под- и целые полковники семенят строго позади. Кипиш был до небес! Правда меня только раз вызвали пред светлы очи "его превосходительства". Целый генерал-майор что-то мне высказал по форме одежды (в СА это вообще "пунктик" был), да и с миром отпустил. Как до меня донеслось потОм, роспись несчастного бойца в журнале по ТБ чуть не под лупой рассматривали - не черканули мол ее задним числом? Нет! С нашей стороны все было чОтко, головы и погоны остались на своих местах. Крайним походу сделали офицера с "трассы", отпустившего бойцов. Я первый и единственный раз оформил пресловутый "груз-200", доки на команду сопровождающих. И поехал "цинк" с телом в родной колхоз в БССР. После этого инструктаж по ТБ с меня стали спрашивать особо жОстко. Поощрений по службе я этим случаем не сникал - довольно и того, что не залетел ни сам, ни "отцов-командиров" не подставил. Такова цена простой росписи в нужном месте, в нужное время.